+7 (495) 956-71-16
Бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консалтинговые услуги
Бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консалтинговые услуги Консалтинговые услуги: бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консультации
юридические, бухгалтерские и налоговые консультации Бухгалтерские, налоговые и юридические консультации

Заявка на консультацию Консалтинговые услугиО Компании Схема проездаКарта сайта Подписка
консалтинговые услуги, юридические консультации, бухгалтерские консультации, налоговые консультации
17 января 2021 Консультации по почте Ю-Софт - юридические консультации. Поиск: юридические и бухгалтерские консультации Карта сайта
Ю-Софт - линия бухгалтерских консультаций
Ю-Софт - консультации по налогообложению и бухучету
ГлавнаяКонсультацииВ 1990 году было создано ОАО

Заказать услугу

В 1990 году было создано ОАО

 

Вопрос:  В 1990 году было создано ОАО. При учреждении в установленном порядке не был зарегистрирован выпуск акций общества. 22.04.1996 года был принят Федеральный закон N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".10.1996г. ОАО было преобразовано в ЗАО (было сокращено количество акционеров до 50 человек и сокращено количество акций путем их консолидации). Акции ЗАО (бездокументарные) также не были зарегистрированы в установленном законом порядке.
Являются ли акции ЗАО «размещенными» до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ведь ЗАО было преобразовано из ОАО после вступления в силу ФЗ "О рынке ценных бумаг" и могут ли к нам быть применены нормы ФЗ N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации", т.е. может ли наше ЗАО быть ликвидировано по иску налоговых органов, т.к. акции ЗАО по сей день не зарегистрированы?
Можем ли мы сегодня подать Заявление в соответствующий орган с просьбой регистрации выпуска акций ЗАО, либо нам будет отказано?
 
Ответ: В данном случае акции могут быть признаны размещенными поскольку, последние будут считаются размещенными только в том случае, если они были проданы или иным способом переданы акционерам.
Ликвидация ЗАО по иску налоговых органов возможна в том случае, если ЗАО не будут приняты меры по устранению этого нарушения путем представления в регистрирующий орган необходимых для государственной регистрации выпуска акций документов
 
Обоснование: В соответствии с п.30 Постановления Совмина СССР от 19.06.1990 № 590 Акционерным признавалось общество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом.
Пунктом 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 №19 определено, что хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): закрытых в открытые и открытых в закрытые.
         Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" размещение эмиссионных ценных бумаг означает отчуждение эмиссионных ценных бумаг путем заключения гражданско-правовых сделок
         В соответствии с нормами Гражданского Кодекса договор купли-продажи акций считается заключенным по общим правилам гражданского законодательства, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (статья 432 Гражданского кодекса РФ). Договор является основанием для перехода права собственности на акции путем внесения записи о переходе права собственности на акции в реестре владельцев ценных бумаг.
         Таким образом, акции считаются размещенными, если они были проданы или иным способом переданы акционерам.
Закон № 174-ФЗ от 10.12.2003 г. «О государственной регистрации выпусков акции, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» (далее Закон №174) распространяется только на те выпуски акций, которые были размещены без регистрации до вступления в силу Закона № 39-ФЗ от 22.04.1996 г. "О рынке ценных бумаг".
          В соответствии с ч.1 ст.1 Закона N 174-ФЗ незарегистрированные выпуски акций, размещенные до вступления в силу Закона "О рынке ценных бумаг", т.е. до 22.04.1996, должны быть зарегистрированы.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №174-ФЗ все Акционерные общества, разместившие выпуски своих акций до вступления в силу Закона №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации выпуска и не зарегистрировавшие их до 28 декабря 2004 г., подлежат ликвидации по искам ФНС РФ.
Территориальный орган ФСФР РФ не позднее 60 дней, с момента представления Акционерным обществом необходимых документов для регистрации выпуска акций обязан провести государственную регистрацию выпуска или принять мотивированное решение об отказе в их государственной регистрации (ч.3 ст.1 Закона №174-ФЗ).
Однако, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 90 (далее Постановление Пленума) указано, что истечение срока, установленного частью 1 статьи 1 Закона N 174-ФЗ, по смыслу ч. 3 ст.1 Закона №174-ФЗ не препятствует государственной регистрации выпуска акций, поскольку не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, предусмотренный статьей 21 Закона о рынке ценных бумаг.
          Такая позиция Пленума ВАС находит свое подтверждение в Постановлении ФАС Московского округа от 05.06.2008 N КГ-А40/4711-08 по делу N А40-58366/07-21-401, Постановлении ФАС Московского округа от 26.11.2009 N КГ-А40/11010-09 по делу N А40-42788/09-79-261.
         Таким образом, даже если ФСФР Вам будет отказано, на сегодняшний день судебная практика и официальная позиция судов по этому вопросу довольно положительные.
При этом следует отметить, что в соответствии со ст.15.17 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" штраф за недобросовестную эмиссию (выпуск) составляет для должностных лиц эмитента от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, а для юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей. Однако поскольку указанное правонарушение не является длящимся, а срок давности привлечения общества к административной ответственности истек, соответственно ЗАО не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении.
         Что же касается ликвидации ЗАО по иску налоговых органов, то Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2006 по делу N А82-4582/2005-36 вынесено решение о том, что акционерные общества, не представившие в указанный срок документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по заявлениям органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.
          Аналогичная позиция высказывается в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 25.08.2008 по делу N А29-8497/2006-3э и в Решение Арбитражного суда Московской области от 30.01.2006 по делу N А41-К1-26229/05.
        В Постановлении Пленума указано, что невыполнение Акционерным обществом обязанности по представлению документов для государственной регистрации выпуска акций в срок (до 28 декабря 2004) не относится к нарушениям, имеющим неустранимый характер.
Так же в Постановлении Пленума указано, что суд может отложить судебное разбирательство предложив обществу представить в регистрирующий орган необходимые документы не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации соответствующего акционерного общества, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении части 1 статьи 1 Закона №174, допущенном обществом при осуществлении своей деятельности
Аналогичная позиция подтверждается и материалами судебной практики. Так Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 по делу N А41-К1-2555/06 было вынесено решение о том, что санкция в виде ликвидации юридического лица не может быть применена по одному лишь формальному основанию ввиду непредставления юридическим лицом в регистрирующий орган соответствующих документов.
          Постановлением ФАС Московского округа от 17.01.2007, 24.01.2007 N КГ-А41/11868-06 по делу N А41-К1-26143/05 вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований о ликвидации юридического лица, так как допущенные ответчиком нарушения носят устранимый характер, а поэтому не могут быть признаны неоднократными, в связи с чем они не могут являться основаниями к ликвидации.
Таким образом, считаем, что ликвидация ЗАО по иску налоговых органов возможна в том случае, если ЗАО не будут приняты меры по устранению этого нарушения путем представления в регистрирующий орган необходимых для государственной регистрации выпуска акций документов.
 
28.12.2010
О.С. Косыгина
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

 

 
117997, Москва, ул. Архитектора Власова, д.55, офис 200
Контактные телефоны: (495) 956-71-16, «Горячая линия» (495) 956-08-80.



 

Cоздание сайта - Ю-Софт / статьи