![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Главная
![]() ![]() Заказать услугуВправе ли налоговый орган истребовать информацию о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?Вопрос: Вправе ли налоговый орган истребовать информацию о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки? Ответ: Если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке. Обоснование: Статьей 31 НК РФ определен комплекс прав налоговых органов, при этом данный перечень не является исчерпывающим, поскольку налоговые органы осуществляют так же и иные права предусмотренные НК РФ. Статья 93.1 НК РФ, предусматривающая право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, устанавливает два случая истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации:
Из приведенных пунктов ст. 93.1 можно сделать вывод, что в первом из этих случаев налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, а во втором случае - только информацию. Из п.2 ст. 93.1 НК РФ следует, что требовать у налогоплательщика копию договора, акта, первичных документов по сделке налоговики не вправе. В силу п.3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п.4 ст. 93.1 НК РФ). Из буквального понимания ст. 93.1 НК РФ можно сделать вывод, что требование о представлении информации должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуется информация и по какой конкретно сделке. В законодательстве не разъясняется, в каких случаях возникает такая обоснованная необходимость. Однако в абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в поручении обязательно указывается мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость истребования. Можно предположить, что законодатель связывает необходимость истребования информации с проведением конкретного мероприятия налогового контроля. Часть судов приходит к выводу, что отсутствие в поручении (требовании) обоснования необходимости истребования информации является достаточным основанием для того, чтобы не исполнять требование (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14), Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 № 09АП-7537/2009-АК). В то же время некоторые суды полагают, что обоснованная необходимость может и не быть связана с проведением каких-либо мероприятий налогового контроля (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 № А26-1964/2007). Таким образом, если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке. Подобный вывод сделан в Определение ВАС РФ от 13.02.2013 № ВАС-17200/12, Определение ВАС РФ от 18.01.2013 № ВАС-17802/12. Минфин России в Письме от 02.05.2007 № 03-02-07/1-209 указал, что информация о конкретной сделке может содержать данные о сторонах сделки, ее предмете и условиях совершения. Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что при истребовании информации по конкретной сделке налоговики:
Кроме того, стоит отметить, что на практике налоговики истребуют не только информацию, но и документы. При этом судебная практика противоречива. Часть судов исходит из неправомерности истребования документов в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14)). В то же время существуют и противоположные судебные решения (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2009 № А43-11865/2009-37-292, от 19.10.2009 № А43-8766/2009-40-141).
О.С.Косыгина |
|||||||||||||||||||||||||||||||
117997, Москва, ул. Архитектора Власова, д.55, офис 200 Контактные телефоны: (495) 956-71-16, «Горячая линия» (495) 956-08-80. Cоздание сайта - Ю-Софт / статьи |