+7 (495) 956-71-16
Бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консалтинговые услуги
Бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консалтинговые услуги Консалтинговые услуги: бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консультации
юридические, бухгалтерские и налоговые консультации Бухгалтерские, налоговые и юридические консультации

Заявка на консультацию Консалтинговые услугиО Компании Схема проездаКарта сайта Подписка
консалтинговые услуги, юридические консультации, бухгалтерские консультации, налоговые консультации
19 ноября 2017 Консультации по почте Ю-Софт - юридические консультации. Поиск: юридические и бухгалтерские консультации Карта сайта
Ю-Софт - линия бухгалтерских консультаций
Ю-Софт - консультации по налогообложению и бухучету
ГлавнаяКонсультации Вправе ли налоговый орган истребовать информацию о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?

Заказать услугу

Вправе ли налоговый орган истребовать информацию о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?

Вопрос: Вправе ли налоговый орган истребовать информацию о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?

Ответ: Если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке.

Обоснование: Статьей 31 НК РФ определен комплекс прав налоговых органов, при этом данный перечень не является исчерпывающим, поскольку налоговые органы осуществляют так же и иные права предусмотренные НК РФ.

Статья 93.1 НК РФ, предусматривающая право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, устанавливает два случая истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации:

  1. истребование у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
  2. истребование информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения такой информации (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Из приведенных пунктов ст. 93.1 можно сделать вывод, что  в первом из этих случаев налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, а во втором случае - только информацию.

Из п.2 ст. 93.1 НК РФ следует, что требовать у налогоплательщика копию договора, акта, первичных документов по сделке налоговики не вправе.
Пунктами 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ установлен порядок истребования документов и /или информации.

В силу п.3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п.4 ст. 93.1 НК РФ).

Из буквального понимания ст. 93.1 НК РФ можно сделать вывод, что требование о представлении информации должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуется информация и  по какой конкретно сделке.

В законодательстве не разъясняется, в каких случаях возникает такая обоснованная необходимость. Однако в абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в поручении обязательно указывается мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость истребования.

Можно предположить, что законодатель связывает необходимость истребования информации с проведением конкретного мероприятия налогового контроля.
Суды подходят к этому вопросу по-разному.

Часть судов приходит к выводу, что отсутствие в поручении (требовании) обоснования необходимости истребования информации является достаточным основанием для того, чтобы не исполнять требование (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14), Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 № 09АП-7537/2009-АК).

В то же время некоторые суды полагают, что обоснованная необходимость может и не быть связана с проведением каких-либо мероприятий налогового контроля (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 № А26-1964/2007).

Таким образом, если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке. Подобный вывод сделан в Определение ВАС РФ от 13.02.2013 № ВАС-17200/12, Определение ВАС РФ от 18.01.2013 № ВАС-17802/12.

Минфин России в Письме от 02.05.2007 № 03-02-07/1-209 указал, что информация о конкретной сделке может содержать данные о сторонах сделки, ее предмете и условиях совершения.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что при истребовании информации по конкретной сделке налоговики:

  • не имеют права истребовать какие-либо документы.
  • могут запросить информацию не о деятельности налогоплательщика вообще, а только по конкретной сделке. При этом контролеры вправе истребовать сведения как у контрагента, так и у любого другого лица, у которого, по мнению налогового органа, есть какая-либо информация о сделке.
  • требование о представлении информации о сделке в обязательном порядке должно содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать.
  • запросить информацию вне мероприятий налогового контроля возможно в случае возникновения обоснованной необходимости.
  • могут затребовать необходимые сведения о конкретной сделке неограниченное количество раз и в любое время.

Кроме того, стоит отметить, что на практике налоговики истребуют не только информацию, но и документы. При этом судебная практика противоречива. Часть судов исходит из неправомерности истребования документов в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14)).

В то же время существуют и противоположные судебные решения (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2009 № А43-11865/2009-37-292, от 19.10.2009 № А43-8766/2009-40-141).

 

О.С.Косыгина
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс

 
117997, Москва, ул. Архитектора Власова, д.55, офис 200
Контактные телефоны: (495) 956-71-16, «Горячая линия» (495) 956-08-80.



 

Cоздание сайта - Ю-Софт / статьи