+7 (495) 956-71-16
Бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консалтинговые услуги
Бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консалтинговые услуги Консалтинговые услуги: бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консультации
юридические, бухгалтерские и налоговые консультации Бухгалтерские, налоговые и юридические консультации

Заявка на консультацию Консалтинговые услугиО Компании Схема проездаКарта сайта Подписка
консалтинговые услуги, юридические консультации, бухгалтерские консультации, налоговые консультации
30 сентября 2020 Консультации по почте Ю-Софт - юридические консультации. Поиск: юридические и бухгалтерские консультации Карта сайта
Ю-Софт - линия бухгалтерских консультаций
Ю-Софт - консультации по налогообложению и бухучету
ГлавнаяКонсультацииМожно ли передать в качестве отступного земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без извещения исполнительного органа государствен

Заказать услугу

Можно ли передать в качестве отступного земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без извещения исполнительного органа государствен

Вопрос: Можно ли передать в качестве отступного земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без извещения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Ответ: При заключении соглашения об отступном, по которому в качестве отступного передается земельный участок сельскохозяйственного назначения, отсутствует необходимость предварительно письменно известить высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

Обоснование: На основании ст. 409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Ограничений на передачу в качестве отступного земельного участка указанной статьей не установлено.

Однако оборот земель сельскохозяйственного назначения в РФ регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон № 101-ФЗ). Согласно ст. 8 указанного закона при продаже такого земельного участка преимущественное право покупки имеет субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, - муниципальное образование. То есть при продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения (за исключением продажи с публичных торгов) продавец обязан направить письменное уведомление о продаже земельного участка высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления. И продать участок можно будет только в случае, если органы власти откажутся от его покупки или не известят продавца о желании его приобрести. И несоблюдение указанного порядка может повлечь ничтожность сделки (п. 4 ст. 8 Закона № 101-ФЗ, ст. 168 ГК РФ).

Отметим, что положения ст. 8 Закона № 101-ФЗ относятся именно к договору купли-продажи. Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи вещь передается продавцом в собственность покупателя за плату.

Таким образом, положения Закона № 101-ФЗ не связывают возникновение преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у субъекта РФ или муниципального образования с другими сделками по отчуждению такого земельного участка, так как в ст. 8 прямо указано на договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Следовательно, соглашение об отступном, являясь основанием для прекращения обязательства, не может быть расценено как договор купли-продажи.

Такие выводы содержатся в решениях судов: Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2012 по делу № А55-32638/2011, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу № А55-32638/2011, Определение Московского областного суда от 02.11.2010 по делу № 33-19253.

Десятый арбитражный апелляционный суд помимо прочего, указал на отсутствие в описанном случае оснований для применения аналогии закона по ст. 250 ГК РФ. В силу п. 1 ст. 6 ГК РФ аналогия закона применяется только в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством. Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения урегулирован Законом № 101-ФЗ (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 по делу № А41-4731/10).

На основании изложенного, полагаем неуместным применить нормы законодательства о преимущественном праве высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на приобретение земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения при заключении соглашения об отступном.

М. Г. Юхаранова
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс

 
117997, Москва, ул. Архитектора Власова, д.55, офис 200
Контактные телефоны: (495) 956-71-16, «Горячая линия» (495) 956-08-80.



 

Cоздание сайта - Ю-Софт / статьи