+7 (495) 956-71-16
Бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консалтинговые услуги
Бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консалтинговые услуги Консалтинговые услуги: бухгалтерские консультации, налоговые консультации, юридические консультации
юридические, бухгалтерские и налоговые консультации Бухгалтерские, налоговые и юридические консультации

Заявка на консультацию Консалтинговые услугиО Компании Схема проездаКарта сайта Подписка
консалтинговые услуги, юридические консультации, бухгалтерские консультации, налоговые консультации
27 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 2021 Консультации по почте Ю-Софт - юридические консультации. Поиск: юридические и бухгалтерские консультации Карта сайта
Ю-Софт - линия бухгалтерских консультаций
Ю-Софт - консультации по налогообложению и бухучету
ГлавнаяКонсультацииПервичные документы и ответственность за их отсутствие

Заказать услугу

Первичные документы и ответственность за их отсутствие

Вопрос:   Какая роль  первичных документов и ответственность за их отсутствие?

Ответ: В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон № 129-ФЗ): «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций». Согласно п. 1 ст. 9 Закон № 129-ФЗ: «Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации (ст. 6 Закона № 129-ФЗ, ст.6 Приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Общие требования к оформлению документов установлены Законом № 129-ФЗ и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Вносить исправления в кассовые и банковские документы нельзя. Исправления в других документах должны быть заверены подписями тех же лиц, которые уже расписывались в них, и печатью организации. При этом надо указать дату внесения исправлений.

Если организация покупает или продает имущество, заключив предварительно с контрагентом договор, данные в первичных документах (стоимость товаров, суммы налогов, наименования и т.п.) должны соответствовать данным договора. В случаях, когда какие-то условия договора изменяются (например, снижена или повышена цена товаров (услуг)), нужно заключить соответствующее дополнительное соглашение к договору.

В случае если какой-либо первичный документ не был оформлен, и это обнаружилось при проведении налоговой проверки, на организацию может быть наложен штраф на сумму 5000 руб. Если аналогичные нарушения будут выявлены и в других налоговых периодах, сумма штрафа может возрасти до 15 000 руб. (п. п. 1 и 2 ст. 120 НК РФ).

На практике часто бухгалтер принимает к учету документы, оформленные с нарушением требований законодательства (например, не все реквизиты в документе заполнены) или составляет в произвольной форме документ, для которого предусмотрена типовая форма. Представитель налоговых органов при проведении проверки, безусловно, обратит на это внимание. Такие документы налоговые органы могут признать недействительными. Следовательно, будут признаны недействительными все бухгалтерские записи и неправильным расчет налогов с применением сумм, указанных в этом документе. В этом случае штрафы могут быть наложены и на предприятие, и на должностных лиц (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Виды налоговых правонарушений, связанных, в том числе, и с неправильным оформлением или отсутствием первичной документации, и предусмотренная законодательством ответственность за них приведены в таблице 1.

Таблица 1

Ситуация (вид
правонарушения)

Штраф,  который  
взыскивается
с     
организации

Основание

Административный
штраф    
(накладывается
на должностное
лицо)    

Основание для 
административного
штрафа    

1      

2     

3   

4      

5       

Отсутствие первичных     документов, или счетов-фактур, или регистров 
бухгалтерского учета (в одном налоговом периоде)      

5000 руб. 

Пункт 1 
ст. 120 
НК РФ   

От 20 до       
30 МРОТ.   
Штраф          
накладывается за
грубое нарушение
правил ведения 
бухгалтерского 
учета и        
представления  
бухгалтерской  
отчетности. Под
грубым         
нарушением в   
данном случае  
понимается     
искажение сумм 
начисленных    
налогов и сборов
не менее чем на
10 процентов или
искажение любой
статьи (строки)
формы          
бухгалтерской  
отчетности не  
менее чем на   
10 процентов   

Статья 15.11    
КоАП РФ          

Отсутствие первичных     
документов, или счетов-фактур, или регистров 
бухгалтерского учета         
(в течение более чем      одного налогового     периода)      

15 000 руб. 

Пункт 2 
ст. 120 
НК РФ   

Отсутствие первичных     
документов, или счетов-фактур, или регистров 
бухгалтерского учета, если оно повлекло занижение     
налоговой базы

10% от суммы
неуплаченного
налога, но не
менее       
15 000 руб. 

Пункт 3 
ст. 120 
НК РФ   

Неуплата или неполная уплата сумм налога в 
результате занижения     
налоговой базы, иного         
неправильного исчисления    
налога или других        
неправомерных 
действий (бездействия) 

20% от      
неуплаченных
сумм налога 

Пункт 1 
ст. 122 
НК РФ   

СЕРГИЕНКО Л.О. 

 
117997, Москва, ул. Архитектора Власова, д.55, офис 200
Контактные телефоны: (495) 956-71-16, «Горячая линия» (495) 956-08-80.



 

Cоздание сайта - Ю-Софт / статьи